Щебень – недорогой строительный материал, но, тем не менее, и при строительстве фундамента, и при обустройстве дорог нередко возникает желание уменьшить затраты и обойтись вторичным щебнем. Мы расскажем, почему такая экономия не всегда возможна и в каких случаях вторичный щебень применять нельзя.

Вторичный щебень
Вторичный щебень – это, по сути, переработанные строительные материалы (дроблёные отходы строительной отрасли). В состав этого материала может входить дроблёный кирпич, бетон, асфальт.
Точно так же, как и природный щебень, вторичный подразделяют на фракции:
- 5-20 мм. – мелкозернистый щебень для дорожного строительства.
- 20-40 мм. – средняя фракция, пригодная для засыпки дорог, обустройства дренажных систем. Допустимо использовать и в качестве заполнителя для бетона.
- 40-70 мм. – самая крупная фракция, прочная и долговечная.
Достоинством вторичного щебня, прежде всего, является невысокая цена – примерно в два раза ниже, чем на гранитный щебень.
А вот недостатком этого материала является слабая прочность и низкая морозостойкость (т.е значительно меньше по сравнению с гранитным щебнем). Именно поэтому вторичный щебень не рекомендуют использовать при строительстве дорог, на которых планируется большая нагрузка
Где применяют вторичный щебень?
– в качестве заполнителя для бетона. Используется как крупный и даже непросеянный щебень
– для укрепления грунта. ГОСТ разрешает использование вторичного щебня в качестве подсыпки при строительстве инженерных коммуникаций (водоснабжение, водоотвод)
– в качестве нижнего слоя подсыпки для дорог и автомобильных стоянок
– в качестве дренажа при устройстве фундаментов и котлованов
– для устройства полов в промышленных помещениях (в качестве наполнителя)
– в качестве декоративного материала при ландшафтных работах